Самые распространенные формы внешнеэкономической деятельности (ВЭД) — импорт и экспорт товаров. В каждом случае бухгалтерский и налоговый учет имеет свои особенности и отличается от обычных операций купли-продажи на внутреннем рынке. В данной статье мы расскажем о некоторых особенностях бухгалтерского учета операций ВЭД.
Основным законом, регулирующим операции с иностранными контрагентами, является Федеральный закон от 10.12.2013 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». С 1 января 2020 года в нем внесены изменения, которые упростили валютные операции резидентов с использованием иностранных банковских счетов и возврат денежных средств нерезиденту за товары, работы или услуги, не ввезенные в Российскую Федерацию или не выполненные.
Также следует руководствоваться Инструкцией Банка России №181-И от 16.08.2017 года. Еще в 2018 году этот документ внес некоторые новшества, такие как отмену паспорта сделки и исключение возможности отказа банков в постановке договора на учет.
Эти изменения остаются актуальными и в настоящее время.
Учет первичных документов при внешнеэкономической деятельности
При осуществлении экспортных и импортных операций возникают новые формы первичных документов, которыми вы ранее не пользовались. Все документы составляются на двух языках — русском и языке контрагента. Если ваш партнер предоставил вам копию только на одном языке, вам придется выполнить перевод. Обычно запросы на предоставление перевода поступают от налоговых органов. Документы будут оформляться как вами, так и вашим иностранным партнером. В результате появятся следующие первичные документы:
- Контракт: это сам договор с иностранным контрагентом. В нем должны быть отражены все условия сделки и правила Инкотермс 2020. Инкотермс — это международные правила, определяющие основные термины и положения во внешней торговле. Они регулируют вопросы, связанные с оплатой расходов сторонами и переходом рисков потери товара.
- Инвойс: это документ, который продавец составляет для покупателя. Он содержит всю информацию о товаре, включая количество, цену, цвет, размер и другие характеристики. В инвойсе также указаны условия поставки и реквизиты сторон. Инвойс необходим для таможенного и валютного контроля. В отечественном учете нет полноценного аналога инвойсу, но инвойс во многом похож на счет-фактуру, хотя счет-фактура является в большей степени налоговым документом, а инвойс — бухгалтерским.
- Таможенная декларация: оформляется при импорте и экспорте товаров. Распорядитель груза заполняет декларацию для каждой партии товара, а таможенный инспектор утверждает ее. В декларации должна быть отражена вся информация о грузе, отправителе, получателе и о транспорте, на котором осуществляется перемещение товара.
- Изменения в документах также затрагивают налог на добавленную стоимость (НДС). В стандартной декларации по НДС вам придется заполнить новые строки. При импорте товаров из стран Таможенного союза вам потребуется заполнить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.
- Паспорт сделки, который ранее был необходимым документом для валютного контроля, был отменен с 1 марта 2018 года, и введены новые правила. Импортные контракты на сумму свыше 3 миллионов рублей и экспортные контракты на сумму свыше 6 миллионов рублей должны быть зарегистрированы в банке. Для этого вам необходимо предоставить информацию о договоре и реквизиты второй стороны. Будьте готовы к тому, что банк может запросить информацию о любом валютном платеже, превышающем 200 тысяч рублей, независимо от его регистрации.
Также могут потребоваться документы, подтверждающие регистрацию вашего контрагента в другой стране. Эти документы должны содержать реквизиты вашего партнера и подтверждать факт его легальной деятельности.
Кроме того, вам потребуются платежные документы. Список других документов очень обширен и зависит от конкретной операции. Это могут быть лицензии, сертификаты и страховые полисы, и другие документы.
Импортные операции
При импорте товара вы ввозите товар из другой страны для его последующего использования или продажи в своей стране. Важно отметить, что ввоз товара должен осуществляться только через таможню.
В бухгалтерии импорта возникает сложность в формировании себестоимости. Необходимо учесть таможенные пошлины, сборы и затраты на доставку, чтобы правильно определить себестоимость. Если вы привлекали лицо, которое представляло ваши интересы при транспортировке и декларировании груза, то расходы на оплату его труда также следует включить в себестоимость.
Для учета движения импортного товара и формирования себестоимости можно использовать счета 15 или 41.3, открыв к ним соответствующие субсчета.
Из-за постоянных изменений курса валюты возникает вопрос: по какому курсу следует принимать товары к учету? У вас есть два варианта. Первый вариант — принять товары к учету по курсу на дату предварительной оплаты, если такая оплата была произведена. Второй вариант — принять товары к учету по курсу на момент перехода права собственности. Момент перехода права определяется в соответствии с правилами Инкотермс.